Порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов, включая инженерно-технические вопросы, вопросы обследования, категорирования и разработки паспорта безопасности, в зависимости от вида объекта, регулируется 34 различными нормативными правовыми документами (федерального уровня).
В общепринятом обиходе паспортом безопасности могут называть: паспорт антитеррористической защищенности, паспорт безопасности места с массовым пребыванием людей, паспорт ММПЛ, паспорт безопасности и антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт АТЗ, антитеррористический паспорт и др.
Практически все виды паспортов безопасности имеют схожую структуру и укладываются в единую логику подходов к обследованию и категорированию объектов, а также разработке паспортов безопасности и их согласованию
Из каких основных этапов состоит разработка паспорта безопасности
- Определение исходного нормативно-правового документа и вида паспорта безопасности
- Организация обследования и категорирования объекта
- Сбор исходных данных на объекте
- Разработка паспорта безопасности
- Согласование паспорта безопасности
Какой именно паспорт безопасности необходимо разрабатывать и каким нормативным правовым документом руководствоваться
Можно выделить три основные группы паспортов безопасности:
- Паспорта безопасности мест с массовым пребыванием людей (объекты, включенные органами местного самоуправления в соответствующие перечни)
- Паспорта безопасности по функциональному назначению объекта (торговые объекта, гостиницы и иные средства размещения, объекты спорта)
- Паспорта безопасности по ведомственной принадлежности объекта (объекты Минобрнауки России и его правопреемников, объекты ФАНО, объекты Минздрава России, объекты Минстроя России, объекты Минкультуры России, объекты Управления делами Президента России и др.)
Для всех перечисленных объектов определена нормативная правовая база, но часто сложно определить по какому именно документу необходимо разрабатывать паспорт безопасности.
Например: В составе бизнес центра, общей площадью 70 000 кв.м, расположена офисная часть с одновременным пребыванием людей более 1000 чел. (ПП 272), гостиница (ПП 447) и спортивный центр (ПП 202).
Как провести обследование и категорирование объекта
Обследование и категорирование осуществляется в несколько этапов:
Создание комиссии по обследованию и категорированию (проект приказа о создании комиссии)
Направление в уполномоченные согласующие органы (территориальные органы МВД, ФСБ, Росгвардии и МЧС) письменных обращений об обследовании и категорировании объекта
Разработка шаблона Акта категорирования
Взаимодействие с представителями согласующих органов – членами комиссии (как правило представители согласующих органов - члены комиссии, выезжают для визуального осмотра объекта, определяют потенциально-опасные участки и критические элементы, устанавливают категорию, дают рекомендации и предложения по укреплению антитеррористической защищенности объекта)
Подписание Акта категорирования членами комиссии
* если ваш объект включен в перечень мест с массовым пребыванием людей и разрабатывается по ПП 272, инициатором создания комиссии, проведения обследования и категорирования являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС
Почему мероприятия по категорированию объекта лучше проводить без привлечения сторонней организации - разработчика
Затраты на категорирование могут составлять до 50% от стоимости разработки и согласования паспорта безопасности и эти затраты для заказчика не оправданы, потому что в итоге разработчик всю работу делает с привлечением сотрудников заказчика.
Представители согласующих органов – члены комиссии приезжают на объект и встречаются с должностными лицами организации (руководителем, ответственным за безопасность и т.п.). Их регламенты не предусматривают взаимодействие с сторонними организациями, оказывающими услуги на договорной основе. По этой же причине договариваться о встрече с представителями согласующих органов необходимо должностным лицам, которые будут представлять организацию на объекте.
При заключении договора с разработчиком необходимо предусматривать сопровождение процедуры обследования и категорирования, включая подготовку документов (шаблон Акта, образцы запросов, контактные данные по согласующим органам (телефоны, адреса, режим работы, часы приема и др.), в этом случае разработчик берет на себя обязательства по участию в процессе, но не берет на себя ответственность за результат.
Какие исходные данные нужны для разработки паспорта безопасности
Общие сведения об организации (наименование, адрес, руководство, характеристика самого объекта, характеристика систем безопасности (видеонаблюдение, физическая охрана, АПС, контроля доступа, эвакуации, наименование энергоснабжающих организаций, наименование организаций, осуществляющих обслуживание инженерных и слаботочных систем и др.)
Схема размещения систем безопасности (видеонаблюдение, охрана, АПС, система пожаротушения, размещения металлодетекторов и др.)
Схема размещения инженерных коммуникаций (электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, системы вентиляции и кондиционирования, газоснабжение)
Инструкция по эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации
Сколько времени занимает разработка и согласование паспорта безопасности
Очень часто разработчики паспортов безопасности занижают реальные сроки разработки и согласования паспортов безопасности.
Минимальный срок разработки и согласования паспорта безопасности с момента подписания договора в нашей организации составил около четырех месяцев.
Реальный срок разработки и согласования паспорта безопасности не может составлять менее шести месяцев (сбор исходных данных, разработка, согласование).
Сколько стоит разработка паспорта безопасности
На Московском рынке услуг по разработке паспорта безопасности можно выделить три группы предложений:
Очень высокая цена (часто неоправданно высокая). Стоимость разработки и согласования может достигать 300 тыс. рублей.
Средняя цена (рыночная). Стоимость разработки и согласования находится в диапазоне 60 000 – 90 000 тыс. рублей.
Очень низкая цена (есть риски). Стоимость разработки и согласования ниже 50 000 рублей.